Блог Яндекс ОФД

Кого коснется обязательная маркировка товаров в 2019 году

С 2019 года производителей обяжут маркировать товары: сигареты, обувь, отдельные виды одежды, духи, шины, белье и фотокамеры. Так государство борется с подделкой, контролирует движение продукции и уплату налогов. Подобная система уже действует с алкоголем, в режиме эксперимента ее проверяют с 2018 года на других товарах. Расскажем, как обязательная маркировка отразится на предпринимателях, торгующих в розницу.

Что за маркировка

Маркировка — это нанесение на упаковку товара уникальных идентификаторов. С помощью маркировки движение товара можно отследить на всех этапах.

  1. Завод и дистрибьютор. Производители и поставщики передают данные в единую систему оператора маркировки — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ получает информацию о местонахождении товара — от завода производителя или границы до точки продаж с онлайн-кассой.
  2.  Ритейлер: приемка. Продавец регистрирует поступившие к нему партии товара в системе маркировки через личный кабинет ЦРПТ. Для этого нужна квалификационная электронная подпись.
  3.  Ритейлер: продажа. При продаже данные уходят оператору фискальных данных, такому как Яндекс.ОФД. В составе чека передается код маркировки конкретного товара. ОФД, в свою очередь, также передает эти сведения в ЦРПТ. Клиенту ОФД дополнительно ничего делать не нужно, это происходит автоматически.

Так создается каталог с подробными данными о каждом товаре: происхождении, производстве, сроке годности.

В качестве идентификаторов используют цифровые коды. Коды бывают разными: для сигарет используют двухмерный код DataMatrix, для лекарств — QR-код. Коды зашифрованы, их невозможно подделать. При списании или продаже товара коды выводят из оборота.

Когда вводят обязательную маркировку

С 2016 года подобие обязательной маркировки действует для алкоголя. Каждый магазин помимо товарного штрихкода считывает двухмерный код PDF417, когда принимает и продает товар. Данные попадают в систему ЕГАИС, но для обязательной маркировки будут использовать другую систему. В нее уже заносят данные о движении некоторых лекарств и меховых изделий, а с 2018-го в экспериментальном режиме — еще и драгоценностей, сигарет и обуви.

С 2019 маркировка будет обязательной для отдельных категорий:

  • С 1 марта 2019: табачная продукция.
  • С 1 июля: обувь.
  • С 1 декабря: духи и туалетная вода, шины и покрышки, кожаная одежда, блузки, верхняя одежда, постельное и столовое белье, фотокамеры.

Согласно проекту постановления правительства РФ о правилах маркировки срок обязательной маркировки табака может быть отложен на три месяца, до 1 июля. Кабмин пока не принял окончательное решение.

Планируется, что к 2024 году маркировка товаров станет сплошной. Центр развития перспективных технологий запустит единую систему прослеживания товаров.

Что изменится в розничной торговле

Для предпринимателей, которые торгуют указанными товарами в розницу, изменится порядок работы.

Система электронного документооборота (ЭДО). Через ЭДО будут передавать документы, сопровождающие товар от производителя до торговой точки.

Сканирование кодов маркировки. Компании будут считывать коды при приеме партии товара и еще раз — при продаже.

Продавцам потребуется дополнительное оборудование: сканер для двухмерных штрихкодов и программа, которая работает с маркировкой. У обязательной маркировки есть преимущества: новые правила вытеснят с рынка торговцев контрафактом и подделками и помогут оптимизировать процессы за счет ЭДО.

Как подготовиться к обязательной маркировке

Обязательная маркировка пока работает в экспериментальном режиме. Но скоро она потребуется сразу для девяти крупных категорий товаров, поэтому предприниматели могут заранее закупить необходимое оборудование и программное обеспечение, а также принять участие в пилотном проекте. Для этого проделайте следующие шаги.

  1. Подайте заявление на сайте Центра развития перспективных технологий.
  2. Подключите онлайн-кассу и Яндекс.ОФД. Передавать данные по товарам с маркировкой в Яндекс.ОФД можно будет с 1 марта 2019 года.
  3. Подключите сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания.
  4. Настройте товароучетную систему и кассовую программу для работы с кодами маркировки.